- Законодательное обеспечение прав задержанных участников акций
Законодательное обеспечение прав задержанных участников акций
В соответствии со статьей 31 Конституции Российской Федерации, граждане Российской Федерации имеют право проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование, если эти права не ограничены федеральным законом.
Реализация данного права граждан регламентируется Федеральным законом от 19 июня 2004 года "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях".
Организатор публичного мероприятия не вправе проводить его, если уведомление о проведении публичного мероприятия не было подано в срок либо если с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления не было согласовано изменение по их мотивированному предложению места и (или) времени проведения публичного мероприятия.
Во время проведения публичного мероприятия его участники обязаны:1) выполнять все законные требования организатора публичного мероприятия, уполномоченных им лиц, уполномоченного представителя органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления и сотрудников органов внутренних дел;
2) соблюдать общественный порядок и регламент проведения публичного мероприятия.
Неисполнение законных требований сотрудников полиции или неповиновение (сопротивление) им отдельных участников публичного мероприятия влечет за собой ответственность этих участников, предусмотренную законодательством Российской Федерации.
Согласно статье 19.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях, неповиновение законному распоряжению или требованию сотрудника полиции, военнослужащего либо сотрудника органа или учреждения уголовно-исполнительной системы в связи с исполнением ими обязанностей по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности, а равно воспрепятствование исполнению ими служебных обязанностей влечет наложение административного штрафа в размере от пятисот до одной тысячи рублей или административный арест на срок до пятнадцати суток.
Нарушение установленного порядка проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования влечет наложение административного штрафа на организаторов в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на участников – от пятисот до одной тысячи рублей (статья 20.2 Административного Кодекса РФ).
Уголовный Кодекс РФ предусматривает ответственность за применение насилия в отношении представителя власти (статья 318), оскорбление представителя власти (статья 319). Применение насилия, опасного для жизни или здоровья в отношении представителя власти наказывается лишением свободы на срок до десяти лет. Публичное оскорбление представителя власти при исполнении им своих должностных обязанностей или в связи с их исполнением - наказывается штрафом в размере до сорока тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех месяцев, либо обязательными работами на срок от ста двадцати до ста восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года.
Согласно Кодексу РФ об административных правонарушениях, после выявления сотрудниками правоохранительных органов совершения административного правонарушения должен быть составлен протокол об административном правонарушении (статья 28.5 п. 1). В случае если требуется дополнительное выяснение обстоятельств или данных о физическом лице, в отношении которого возбуждается дело, протокол об административном правонарушении составляется в течение двух суток с момента выявления правонарушения (статья 28.5 п. 2).
В протоколе об административном правонарушении указываются: дата и место его составления; должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол; сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении; фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие; место и время совершения и событие административного правонарушения; статья Кодекса, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение; объяснение физического лица, в отношении которого возбуждено дело; иные сведения, необходимые для разрешения дела.
При этом задержанному должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении, а также возможность представить письменные объяснения и замечания по содержанию протокола.
Сотрудники милиции обязаны вручить задержанному по его просьбе копию протокола об административном правонарушении.
Для того чтобы протокол имел юридическую силу, в нем должны стоять три подписи задержанного: ознакомлен со своими правами; с протоколом согласен; копию протокола получил.С момента задержания по просьбе задержанного о месте его нахождения в кратчайший срок уведомляются родственники, администрация по месту его работы (учебы), а также защитник.
В отделении милиции также должен быть составлен второй протокол – протокол об административном задержании (статья 27.4). В нем указываются: дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о задержанном лице, время, место и мотивы задержания.
Порядок содержания лиц, задержанных за административное правонарушение, определяет "Положение об условиях содержания лиц, задержанных за административное правонарушение, нормах питания и порядке медицинского обслуживания таких лиц".
Задержанные лица содержатся в специально отведенных для этого помещениях органов, указанных в статье 27.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, либо в специальных учреждениях, создаваемых в установленном порядке органами исполнительной власти субъектов РФ.
Срок административного задержания не должен превышать три часа. Срок задержания может быть продлен до 48 часов, если за правонарушение предусмотрено наказание в виде административного ареста (мелкое хулиганство, неповиновение законному распоряжению сотрудника милиции и т.п.).
Задержанные на срок более 3 часов лица обеспечиваются питанием, в ночное время - местом для сна.
Запрещается размещать в специальных помещениях:
а) лиц с заболеваниями (травмами), состояние которых определяется как "состояние средней тяжести" или "тяжелое";
б) лиц, страдающих сахарным диабетом (в средней или тяжелой степени);
в) беременных женщин;
г) взрослых, имеющих при себе детей в возрасте до 14 лет, при невозможности передачи их родственникам или иным законным представителям.При наличии у задержанного лица к моменту освобождения жалоб на состояние здоровья, а также при выявлении у него инфекционного заболевания он направляется в установленном порядке в государственное или муниципальное учреждение здравоохранения.
Согласно Федеральному закону "О полиции" (статья 53), действия (бездействие) сотрудника полиции, нарушающие права и законные интересы гражданина, государственного и муниципального органа, общественного объединения, религиозной и иной организации, могут быть обжалованы в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу, в органы прокуратуры Российской Федерации либо в суд.
Дела об административных правонарушениях рассматриваются Мировым судом.
Суд, рассматривающий дело об административном правонарушении, обязательно открытый (статья 24.3), т.е. на него может прийти любой желающий.
В соответствии с Законом РФ от 27 апреля 1993 года "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан" (с последующими изменениями и дополнениями), для обращения в суд с жалобой устанавливаются следующие сроки:
- три месяца со дня, когда гражданину стало известно о нарушении его прав;
- один месяц со дня получения гражданином письменного уведомления об отказе вышестоящего органа, объединения, должностного лица в удовлетворении жалобы или со дня истечения месячного срока после подачи жалобы, если гражданином не был получен на нее письменный ответ.Жалоба гражданина на действия (решения) государственных органов, органов местного самоуправления, учреждений, предприятий и их объединений, общественных объединений, должностных лиц, государственных служащих рассматривается судом по правилам гражданского судопроизводства с учетом особенностей, установленных настоящим Законом.
На государственные органы, органы местного самоуправления, учреждения, предприятия и их объединения, общественные объединения, на должностных лиц, государственных служащих, действия (решения) которых обжалуются гражданином, возлагается процессуальная обязанность документально доказать законность обжалуемых действий (решений); гражданин освобождается от обязанности доказывать незаконность обжалуемых действий (решений), но обязан доказать факт нарушения своих прав и свобод.
Задержание участников несанкционированной акции оппозиции на Триумфальной площади в Москве
Энциклопедия ньюсмейкеров. 2012.